Давайте рассмотрим каждую из эпох и соответствующие им методологические принципы.
а) Античность: Античная философия, в основном связанная с древнегреческой и римской культурами, характеризуется космоцентризмом. Космоцентризм предполагает, что вселенная и её устройство занимают центральное место в философских размышлениях. Философы античности, такие как Платон и Аристотель, исследовали природу космоса, законы природы и место человека в мире.
б) Новое время: Эта эпоха, которая охватывает период примерно с XVI по XVIII век, связана с развитием научного метода и рационализма. Механицизм становится доминирующим методологическим принципом. Механицизм рассматривает вселенную как большую машину, работающую по определённым законам физики. Декарт и Ньютон являются ключевыми фигурами, которые способствовали развитию этого мировоззрения.
в) Средние века: Средневековая философия, в основном под влиянием христианской теологии, характеризуется теоцентризмом. Теоцентризм ставит Бога в центр философских и мировоззренческих рассуждений. Философы этой эпохи, такие как Фома Аквинский, стремились объединить христианское учение с античным наследием, в частности с учением Аристотеля, чтобы объяснить устройство мира через призму божественного замысла.
г) Эпоха Возрождения: Возрождение, начавшееся в XIV веке и продолжавшееся до XVII века, ознаменовало собой переход к антропоцентризму. Антропоцентризм ставит человека в центр внимания, и эта эпоха характеризуется возрождением интереса к классической греческой и римской культуре, а также развитием гуманизма. Мысли таких деятелей, как Леонардо да Винчи и Эразм Роттердамский, подчеркивали важность человеческого потенциала и индивидуальности.
Таким образом, правильная соотнесенность эпох и принципов выглядит следующим образом:
а) античность — в) космоцентризм;
б) Новое время — г) механицизм;
в) средние века — а) теоцентризм;
г) эпоха Возрождения — б) антропоцентризм.