Вопрос о том, что делает человека человеком, является сложным и многогранным, охватывающим биологические, социальные и психологические аспекты. С психологической точки зрения, процесс становления человека как полноценного члена общества связан с социализацией — процессом, в ходе которого индивид усваивает социальные нормы, ценности, роли и культуру общества. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
1. Социализация и ее значение
Первичная социализация: Происходит в раннем детстве, когда ребенок учится говорить, понимать социальные нормы и развивать базовые навыки взаимодействия через взаимодействие с родителями и опекунами.
Вторичная социализация: Включает обучение в школе, взаимодействие со сверстниками и влияние более широкого социального окружения. Это помогает закрепить социальные роли и нормы поведения.
Если ребенок по каким-то причинам не проходит эти стадии социализации (например, изоляция от общества, отсутствие обучающей среды), его развитие как социального существа может быть нарушено. В крайних случаях это может привести к феномену "детей-маугли", которые, будучи изолированными от человеческого общества, не проявляют человеческие социальные и коммуникативные навыки.
2. Биологические аспекты
С биологической точки зрения, человек остается человеком вне зависимости от степени социализации. Генетика и физиология не изменяются, но именно социализация делает нас социальными существами, способными к сложным формам общения, культуры и морали.
3. Психологические аспекты
Идентичность: Формирование идентичности — это ключевой аспект, который позволяет человеку осознать себя как часть общества. Если этот процесс нарушен, человек может чувствовать себя изолированным или не способным к полноценной социальной жизни.
Когнитивное развитие: Без стимулирующей социально-культурной среды когнитивное развитие может существенно замедлиться или остаться на примитивном уровне.
4. Двойное превращение: из человека в животное и обратно
Из человека в "животное": В научной литературе есть случаи детей, выросших в изоляции или среди животных. Эти дети часто не умеют говорить и ведут себя не как люди. Однако они остаются биологически людьми. Их поведение может напоминать животных из-за отсутствия социализации.
Из "животного" в человека: Социализация таких детей возможна, но требует больших усилий. Чем раньше начата реабилитация, тем больше шансов на успешное восстановление социальных и когнитивных навыков. Однако полного восстановления до уровня сверстников часто не происходит.
Заключение
Таким образом, ребенок, рожденный в человеческом обществе, становится полноценным его членом через процесс социализации. Если этот процесс нарушен, человек может не развить необходимых социальных навыков. Двойное превращение в данном контексте — это скорее метафора для описания степени социализации и интеграции в общество, чем буквальное превращение. Восстановление социальных навыков возможно, но зависит от многих факторов, включая возраст начала социализации и индивидуальные особенности.