Конечно, я могу предложить концепцию ролевой игры, которая поможет глубже раскрыть положение детей в рабочих семьях. Эта игровая ситуация будет включать в себя различные аспекты жизни таких детей, включая их обязанности, мечты, трудности и радости.
Название игры: "Один день из жизни рабочей семьи"
Цель игры:
Познакомить участников с реалиями жизни детей в рабочих семьях, помочь понять их повседневные проблемы и радости, а также развить эмпатию и осознание социальных и экономических факторов, влияющих на их жизнь.
Участники:
Игра рассчитана на группу от 6 до 15 человек. Каждый участник будет играть роль члена рабочей семьи или представителей окружения (учителя, соседи, друзья).
Персонажи:
- Родители (2 человека) - работающие на заводе, фабрике или в другой низкооплачиваемой сфере.
- Дети (2-4 человека) - школьники разного возраста, от младших классов до старшеклассников.
- Ближайшие родственники (1-2 человека) - бабушка, дедушка, старший брат или сестра, которые могут помогать или, наоборот, требовать помощи.
- Учитель (1 человек) - школьный учитель, который может заметить трудности ребенка в учебе.
- Соседи или друзья семьи (1-2 человека) - могут быть как поддерживающими, так и равнодушными.
Сценарий игры:
Утро:
- Родители готовятся к работе, дети к школе.
- Родители обсуждают с детьми их планы на день, поручают домашние обязанности.
- Дети помогают по дому перед школой (мыть посуду, заправлять кровати, готовить младших братьев и сестер).
День:
- Родители на работе, сталкиваются с трудностями (например, переработки, низкая зарплата).
- Дети в школе: взаимодействие с учителями и одноклассниками.
- Один из детей получает задание от учителя, но испытывает трудности из-за домашней работы.
После школы:
- Дети возвращаются домой, выполняют домашние задания.
- Один из детей идет на подработку, чтобы помочь семье.
- Вечером семья собирается вместе, обсуждают прошедший день.
Вечер:
- Родители уставшие возвращаются с работы.
- Обсуждение финансовых трудностей, планирование бюджета.
- Дети рассказывают о своих мечтах и планах на будущее.
Обсуждение после игры:
После завершения ролевой игры важно провести обсуждение с участниками. Обсудите, что они почувствовали, играя свои роли, какие трудности и радости они испытали. Вопросы для обсуждения могут быть следующими:
- Как вы думаете, что было самым трудным для вашего персонажа?
- Какие ситуации показались вам наиболее несправедливыми или трудными?
- Что нового вы узнали о жизни детей в рабочих семьях?
Выводы:
Эта ролевая игра помогает участникам глубже понять положение детей в рабочих семьях, развивает эмпатию и осознание социальных проблем. Она также может быть использована в образовательных учреждениях для обучения учащихся социальным наукам, истории и гражданскому обществу.